Доклад про текущий момент и про то, как рестораны и кафе будут участвовать в Чемпионате мира по футболу – 2018

Для того, чтобы измениться нам всегда нужен повод. Построим дорогу — к дню рождения вождя, запустим завод — к тридцатилетию Октября, проложим туннель — к Олимпиаде. Вот и с объектами гостеприимства так – нам потребовался Чемпионат мира по футболу, чтобы привести к единым стандартам отели, чтобы создать ресторанные гиды, охватывающие всю страну.

Надо так надо… Возьмем повышенные обязательства и создадим к чемпионату гид, чтобы и наши болельщики и гости из братских капиталистических стран были довольны!

Но легко сказать – сделать гид. Сначала посмотрим на зарубежный опыт. Могут ли прийти в Россию иностранные ресторанные справочники? Два самых известных нам по кинофильмам ресторанных гида «Мишлен», и «ГоMийо» оценивают заведения экстра-класса. В такие заведения болельщики не ходят и дома, а с чего бы им после стадиона идти топить боль поражения в высокой кухне.

Есть на западе гиды попроще – например дурно звучащий для русского уха путеводитель «Пюдло» («Le Pudlo») рассказывает и о дорогих, и о демократичных заведениях. Но есть тонкость – хозяин гида мсье Пудловски, сам ведет свой справочник и ему вполне хватает 8 000 ресторанов и бистро центральной Франции – в Россию он не поедет.
Другой француз Клод Лебей выпускает целых два путеводителя — ресторанный и гид по кафешкам. Первый называется «Le Guide Lebey», второй – «Le petit Lebey». Ему для работы нужно будет отладить такую же стройную сеть надежных непродажных инспекторов, как на родине, а это дело дорогое и, вполне вероятно, нерентабельное в России. Рисковать он не станет.

Значит, могут двинуть в Россию сайты отзывов. Крупнейший из них — «Загат Сюрвей» («Zagat Survey»). Он оценивает рестораны 45 городов Европы, Азии, Америки. По тридцатибалльной шкале выясняет, всё до мелочей. Но на серьезную раскрутку такого гида в российской глубинке нужны средства и время – ни тем ни другим в России «Загат» не располагает. Да и качество отзывов в таких, с позволения сказать, гидах оставляет желать лучшего. Очевидно, что хорошие отзывы всегда написаны хозяевами, а плохие – конкурентами. Ну как тут докопаться о истины.
Что ж, очевидно, рестораны придется продвигать российским ресурсам. Кто же основные претенденты на роль главного ресторанного гида?

Десять лет назад издавался отличный ресторанный гид Сергея Чернова — «ЧерновиК», основанный на оценках автора. Господин Чернов использовал в нем понятия «гастрономический ресторан» и «негастрономический ресторан», имея в виду, что первый представляет высокую авторскую кухню, а другой к высотам гастрономии не стремится. Сегодня этого справочника нет, и за год он не появится, даже если Сергей и его супруга Елена отвлекутся от переводов Дюкасса или других своих гастроиздательских проектов.

Но есть несколько живых и бодреньких проектов, которые пока ограничиваются Москвой, Питером и парочкой российских городов побогаче. Это, в первую очередь «Афиша.ру», «Ресторан.ру», «Меню.ру» и «Рестотьюб.ру». Журналисты в них, хоть и нахваливают рестораны, но довольно честно, так как о плохих они, чаще, просто молчат. Если издатели данных электронных гидов всерьез озаботятся вопросом, то за год они смогут выйти на уровень десяти городов FIFA-2018.
Есть также интересный проект в соцсетях. Это контактовский restsguide. У него большие возможности по продвижению, но пока не хватает специалистов – и журналистов и рестораторов, поэтому, чтобы выйти на уровень ему потребуется значительно больше года.

После весенних выставок сферы ХоРеКа появилась призрачная надежда увидеть русский аналог красного гида Мишлен. Это «синий гид Густо» (Гид по услугам сферы туризма и отдыха), который анонсирует издательская артель «Бизон» с 2014 года пришедшая в сегмент отельно-ресторанной рекламы. По слухам, ряд известных рестораторов и журналистов дали согласие участвовать в проекте, а презентовать его издатели планируют летом 2018года. Но пока всё это вилами по воде писано…

Что же в сухом остатке? Больше всех шансов, конечно у «Синего гида Густо». Эта книжечка, да с сайтом, да с мобильным приложением, да без обязательств перед крупными рестораторами запросто займет нишу многоязычного гида по ресторанам десяти городов России. А там и до остальных регионов доберется при правильной рекламной политике. Также хорошие шансы занять кусок информационного поля у ресурсов «Афиша», «Ресторан» и «Меню», о которых здесь тоже уже говорилось. Раз они обладают определенной базой и действующей системой сбора информации о новостях и новинках в столичной ресторанной среде, им должно быть легко наладить такой сбор и еще в восьми регионах.
Таковы, как говорили раньше, тенденции рынка ресторанных гидов и управления потоками в ресторанном бизнесе на текущий момент.

Доклад готовил критик Иван Назаров.

Читайте также: